Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Консультация для педагогов «Роль системного подхода в формировании основ ЗОЖ у дошкольников».

Дата: 19 декабря 2019 в 23:18

Консультация для педагогов

«Роль системного подхода в формировании

основ здорового образа жизни у дошкольников»

"Система" - слово греческое (systema, буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Как известно, системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.

Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью. Последний принцип, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы.

Принцип целостности говорит о том, что все элементы системы представляют собой единое целое. То есть, все они подчинены общим целям и задачам. Иерархичность - это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. Структуризация- это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких под систем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. Множественность предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом.

Основой для появления нового направления послужило противоречие между:

- требованиями, предъявляемыми к ребенку и возможностями их достижения

- объемом и задачами образовательной нагрузки и интеллектуальными возможностями, умственными способностями

- статичностью и замкнутостью любой педагогической концепции и деятельностным освоением мира у всякого индивида.

Идеи, положившие начало разработки нового системного подхода в педагогике суть следующие:

• идея целостности личности;

• идея целостности процесса воспитания;

• идея понимания воспитания как самой широкой, всеобъемлющей категории; понимание воспитания как потока «преднамеренных» и «непреднамеренных» влияний;

• рассмотрение обучения в качестве составной части воспитания;

• идея активности субъекта воспитания;

• идея единства личности и ее деятельности;

• идея роли личности педагога в процессе воспитания;

• идея преемственности в процессе воспитания.

На сегодняшний день в дошкольной педагогики данные идеи звучат современно и актуально:

- во-первых, объект дошкольного воспитания не предполагает четкой дифференциации воздействия воспитательного и образовательного характера,

- во-вторых, преобладание в процессе воспитания «непреднамеренных влияний» (влияния, которые оказывают на ребенка факторы социальной среды,

- в третьих, фундаментальные проблемы педагогики снова решаются через активизацию учебно-воспитательного процесса, в котором активен ребенок, активен педагог, активна социальная среда. Поэтому, наблюдается возрождение идей личностно-ориентированного подхода, проектной технологии, интеграции образовательных областей, деятельностного подхода к обучению и воспитанию, преемственности в воспитании и обучении, учет факторов развивающей среды. Все современные технологии, так или иначе отвечают принципу системности.

Изучение предмета с точки зрения системного подхода предполагает использование двух основных методов – синтеза и анализа. Синтез - это разделение объекта на составляющие его компоненты и изучение каждого компонента в отдельности, а анализ- это сопоставление всех компонентов и объединение их в единую систему по близким им признакам.

Но следует помнить, что есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Предметом нашего внимания стала система работы по формированию ЗОЖ у дошкольников.

Какова же структура данного направления педагогической работы?

 В соответствии с определением системы, такая работа имеет:

1. составляющие элементы – это различные направления и формы работы (различные образовательные области и формы организации деятельности).

2. эти элементы связаны между собой – интеграция образовательных областей

и взаимосвязь этапов психолого-педагогической деятельности.

3. внутренние и внешние отношения этой системы образуют целостность – личность с формированными представлениями и навыками ЗОЖ.

Работа по формированию представлений о ЗОЖ состоит из определенных этапов, содержание которых соответствует возрасту детей.

Дети с 2 лет дети имеют возможность познакомиться со строением своего тела, возможностями и значением каждого из органов чувств. С совершенствованием речевой деятельности дети учатся называть органы чувств и их действия. В это же время ведется работа по расширению представлений ребенка о ЗОЖ.

До 4 летнего возраста педагогическое воздействие предполагает расширяются представления по всем направлениям программы: это и представления о правилах и продуктах питания, о физической активности и режиме дня, о закаливании организма. Внимание ребенка направлено на различение состояний болезни и здоровья, формируется способность анализировать свое самочувствие. («…Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения»).

На пятом году педагогическое воздействие предусматривает формирование у ребенка четких представлений о «здоровье» и «болезни» как феноменах человеческого бытия, углубляя их, вводя понятия причины и следствия, иллюстрируя основные виды зависимостей состояния организма от предшествующих действий человека.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возможно сформировать начальные представления о системе знаний и умений для того, чтобы оставаться здоровым и не болеть.

Таким образом, системный подход позволяет распределить весь объем информации по принципу доступности материала, а так же реализует принцип личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Осуществляет системный подход работу по оптимизации сведений из различных областей знаний через интеграцию образовательных областей:

1. «Социально-коммуникативное развитие» через освоение ребенком норм поведения и ценностей общественных отношений. Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. «Познавательное развитие» через формирование познавательно-исследовательской деятельности, выделении скрытых свойств объектов. Ознакомление с предметным окружением, знакомство с профессиями. Деятельность человека в природе в зависимости от сезонных изменений.

3. «Речевое развитие» через формирование словаря, уточнение лексических значений слов, отработки навыка изложения своих мыслей и чувств  для сохранения собственного здоровья или его приведения в норму. При ознакомлении с художественной литературой ребенку удается пережить воображаемые ситуации, укрепить знания о ЗОЖ через яркие образы литературных произведений.

4. «Художественно-эстетическое развитие» через формирование представлений о значении искусства для психоэмоционального благополучия человека, о влиянии музыкальных, художественных, литературных произведений на формирование внутреннего мира, полноценного восприятия действительности.

5. «Физическое развитие» формирование непосредственного навыка ЗОЖ, представлений о пользе всех составляющих ЗОЖ.

Как видим, постепенное, с возрастом, накапливание информации ребенком, распределяется в содержании работы по образовательным областям, углубляется в процессе усвоения предыдущих знаний и умений.

Системный подход проявляется также в ежедневной организации различных видов детской деятельности и реализует принципы развивающего вариативного образования:

игровой

двигательной

самообслуживания и трудовой

познавательно-исследовательской

восприятия художественной литературы

изобразительной

ломмуникативной

Системный подход помогает реализации единых целей при организации  разнообразных форм работы педагогов с детьми и родителями:

• различных форм образовательной деятельности,

• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

• индивидуальной работы с детьми;

• самостоятельной деятельности детей;

• взаимодействия с семьями детей по реализации образовательной программы

Важнейшую роль системный подход играет в создании условий организации предметно-развивающей среды для развития детей в ДУ.

С помощью системного подхода выстраивается иерархия связей всех составляющих предметно-развивающей среды:

программы

методические пособия

методы обучения и воспитания

дидактические материалы

принципы организации предметно-развивающей среды

Таким образом, одним из основных условий развития и становления воспитательно-образовательной системы как целостного организма, возникающего в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, освоенной среды), является системный подход.

Лишь его принципы способны сохранять современную систему образования в состоянии баланса, обеспечивать ее внутреннюю и внешнюю  жизнеспособность.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.