Консультация для педагогов
«Роль системного подхода в формировании
основ здорового образа жизни у дошкольников»
"Система" - слово греческое (systema, буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
Как известно, системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.
Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью. Последний принцип, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы.
Принцип целостности говорит о том, что все элементы системы представляют собой единое целое. То есть, все они подчинены общим целям и задачам. Иерархичность - это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. Структуризация- это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких под систем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. Множественность предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом.
Основой для появления нового направления послужило противоречие между:
- требованиями, предъявляемыми к ребенку и возможностями их достижения
- объемом и задачами образовательной нагрузки и интеллектуальными возможностями, умственными способностями
- статичностью и замкнутостью любой педагогической концепции и деятельностным освоением мира у всякого индивида.
Идеи, положившие начало разработки нового системного подхода в педагогике суть следующие:
• идея целостности личности;
• идея целостности процесса воспитания;
• идея понимания воспитания как самой широкой, всеобъемлющей категории; понимание воспитания как потока «преднамеренных» и «непреднамеренных» влияний;
• рассмотрение обучения в качестве составной части воспитания;
• идея активности субъекта воспитания;
• идея единства личности и ее деятельности;
• идея роли личности педагога в процессе воспитания;
• идея преемственности в процессе воспитания.
На сегодняшний день в дошкольной педагогики данные идеи звучат современно и актуально:
- во-первых, объект дошкольного воспитания не предполагает четкой дифференциации воздействия воспитательного и образовательного характера,
- во-вторых, преобладание в процессе воспитания «непреднамеренных влияний» (влияния, которые оказывают на ребенка факторы социальной среды,
- в третьих, фундаментальные проблемы педагогики снова решаются через активизацию учебно-воспитательного процесса, в котором активен ребенок, активен педагог, активна социальная среда. Поэтому, наблюдается возрождение идей личностно-ориентированного подхода, проектной технологии, интеграции образовательных областей, деятельностного подхода к обучению и воспитанию, преемственности в воспитании и обучении, учет факторов развивающей среды. Все современные технологии, так или иначе отвечают принципу системности.
Изучение предмета с точки зрения системного подхода предполагает использование двух основных методов – синтеза и анализа. Синтез - это разделение объекта на составляющие его компоненты и изучение каждого компонента в отдельности, а анализ- это сопоставление всех компонентов и объединение их в единую систему по близким им признакам.
Но следует помнить, что есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Предметом нашего внимания стала система работы по формированию ЗОЖ у дошкольников.
Какова же структура данного направления педагогической работы?
В соответствии с определением системы, такая работа имеет:
1. составляющие элементы – это различные направления и формы работы (различные образовательные области и формы организации деятельности).
2. эти элементы связаны между собой – интеграция образовательных областей
и взаимосвязь этапов психолого-педагогической деятельности.
3. внутренние и внешние отношения этой системы образуют целостность – личность с формированными представлениями и навыками ЗОЖ.
Работа по формированию представлений о ЗОЖ состоит из определенных этапов, содержание которых соответствует возрасту детей.
Дети с 2 лет дети имеют возможность познакомиться со строением своего тела, возможностями и значением каждого из органов чувств. С совершенствованием речевой деятельности дети учатся называть органы чувств и их действия. В это же время ведется работа по расширению представлений ребенка о ЗОЖ.
До 4 летнего возраста педагогическое воздействие предполагает расширяются представления по всем направлениям программы: это и представления о правилах и продуктах питания, о физической активности и режиме дня, о закаливании организма. Внимание ребенка направлено на различение состояний болезни и здоровья, формируется способность анализировать свое самочувствие. («…Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения»).
На пятом году педагогическое воздействие предусматривает формирование у ребенка четких представлений о «здоровье» и «болезни» как феноменах человеческого бытия, углубляя их, вводя понятия причины и следствия, иллюстрируя основные виды зависимостей состояния организма от предшествующих действий человека.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка возможно сформировать начальные представления о системе знаний и умений для того, чтобы оставаться здоровым и не болеть.
Таким образом, системный подход позволяет распределить весь объем информации по принципу доступности материала, а так же реализует принцип личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Осуществляет системный подход работу по оптимизации сведений из различных областей знаний через интеграцию образовательных областей:
1. «Социально-коммуникативное развитие» через освоение ребенком норм поведения и ценностей общественных отношений. Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. «Познавательное развитие» через формирование познавательно-исследовательской деятельности, выделении скрытых свойств объектов. Ознакомление с предметным окружением, знакомство с профессиями. Деятельность человека в природе в зависимости от сезонных изменений.
3. «Речевое развитие» через формирование словаря, уточнение лексических значений слов, отработки навыка изложения своих мыслей и чувств для сохранения собственного здоровья или его приведения в норму. При ознакомлении с художественной литературой ребенку удается пережить воображаемые ситуации, укрепить знания о ЗОЖ через яркие образы литературных произведений.
4. «Художественно-эстетическое развитие» через формирование представлений о значении искусства для психоэмоционального благополучия человека, о влиянии музыкальных, художественных, литературных произведений на формирование внутреннего мира, полноценного восприятия действительности.
5. «Физическое развитие» формирование непосредственного навыка ЗОЖ, представлений о пользе всех составляющих ЗОЖ.
Как видим, постепенное, с возрастом, накапливание информации ребенком, распределяется в содержании работы по образовательным областям, углубляется в процессе усвоения предыдущих знаний и умений.
Системный подход проявляется также в ежедневной организации различных видов детской деятельности и реализует принципы развивающего вариативного образования:
игровой
двигательной
самообслуживания и трудовой
познавательно-исследовательской
восприятия художественной литературы
изобразительной
ломмуникативной
Системный подход помогает реализации единых целей при организации разнообразных форм работы педагогов с детьми и родителями:
• различных форм образовательной деятельности,
• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
• индивидуальной работы с детьми;
• самостоятельной деятельности детей;
• взаимодействия с семьями детей по реализации образовательной программы
Важнейшую роль системный подход играет в создании условий организации предметно-развивающей среды для развития детей в ДУ.
С помощью системного подхода выстраивается иерархия связей всех составляющих предметно-развивающей среды:
программы
методические пособия
методы обучения и воспитания
дидактические материалы
принципы организации предметно-развивающей среды
Таким образом, одним из основных условий развития и становления воспитательно-образовательной системы как целостного организма, возникающего в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, освоенной среды), является системный подход.
Лишь его принципы способны сохранять современную систему образования в состоянии баланса, обеспечивать ее внутреннюю и внешнюю жизнеспособность.